3 апреля / 2023
История возникновения Советсвкого предпускового подогревателя для грузового автомобиля ЗИЛ 130. Технические характеристики, описание, эксплуатация, сравнение с современными отопителями.
Предпусковой подогреватель П-100 - это техническое решение, которое было разработано в СССР в 1960-х годах и нашло широкое применение на грузовых автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Основной задачей устройства было облегчить запуск двигателя в холодное время года, когда низкие температуры воздуха замедляют реакцию химических процессов внутри двигателя.
П-100 имеет несколько особенностей, которые делают его уникальным. В частности, он является жидкостным типом и включен в систему охлаждения. Работает на топливе Бензин А-76 и имеет емкость топливного бака 2 литра. Время подогрева двигателя до его пуска при температуре -30C составляет 25 минут, а расход топлива составляет 2 кг/ч. Тепловая производительность П-100 составляет 14000 ккал/ч (приблизительно 16 кВт).
П-100 был разработан для использования на грузовых автомобилях, поэтому он имеет высокую мощность и надежность, что делает его необходимым элементом технологии предпускового подогрева. Его применение существенно упрощал жизнь водителей, так как они могут быть уверены в том, что двигатель автомобиля запустится в любых условиях.
Важно отметить, что П-100 был создан в период, когда разработка новых технологий была ограничена, и многие из современных предпусковых подогревателей используют более эффективные методы подогрева.
Почему возникла идея установки отопителей на транспортные средства?
В процессе эксплуатации грузовиков ЗИЛ, оказалось, что двигатель запускается только в определенных климатических условия, выяснилось, что запустить двигатель ЗИЛ при сильных морозах практически невозможно, приходилось разводить костер под картером автомобиля. Поэтому в срочном порядке был изобретен и утвержден отопитель П-100
Чем отличается от современных отопителей?
Сравнивая П-100 с современными предпусковыми подогревателями, можно отметить, что они имеют практически одинаковую функциональность. Однако П-100 отличается по своему строению. Например, у современных подогревателей нагнетатель компактно размещается в корпусе отопителя, а у П-100 нагнетатель выносной. Кроме того, современные отопители топливо берут из топливного бака ТС, а у П-100 он комплектовался топливным баком. Топливного насоса не было, топливо текло из топливного бака самотеком, комплектовался электромагнитным клапаном с иглой для перекрытия топлива в случае необходимости. Принцип действия был таков. При понижении напряжения обороты нагнетателя падали, а электромагнитный клапан перекрывал поступление топлива в отопитель.
В П-100 также предусмотрен орган управления, в то время как современные предпусковые подогреватели часто не комплектуются им. Кроме того, в отопителях ЗИЛ было предусмотрено использование отработанных выхлопных газов для подогрева картера и масла в двигателе, что являлось дополнительным преимуществом перед современными устройствами.
Предпусковой подогреватель от ЗИЛа не комплектовался жидкостным насосом, горячая вода поступала прямо в блок двигателя по принципу конвекции, холодая поступала в отопитель. Современные отопители комплектуются жидкостным насосом.
Как запускали подогреватель?
Вряд ли современные автолюбители стали пользоваться отопителем от ЗИЛа, процесс запуска был довольно сложным. Попробую очень коротко описать сам процесс.
Водитель ЗИЛа должен был:
- закрыть жалюзи
- залить воду в систему охлаждения двигателя, это обычно 35 литров
- проверить уровень топлива в бачке, в случае необходимости долить бензин
- продуть подогреватель, таймер (функция заложена в пульт управления) на 30-50 сек.
- Проверить включается ли штифт накала (кратковременно подавали питание, если штифт краснел, то работает)
- Закрыть сливной кран отопителя и кран на трубке, по которой поступала вода в двигатель из отопителя
- Залить 1,5 литра воды в отопитель
- Открыть топливный кран
- Включить нагнетатель через пульт, при этом автоматически открывался электромагнитный клапан на топливо проводе
- Через 25 сек включить штифт накала
- когда спираль станет светло-коричневой от нагрева включить отопитель
- Как только отопитель станет работать устойчиво, отключить штифт накала (спираль)
- Долить воду около 3 литров в отопитель
- Открыть кран на трубке, идущей к двигателю
- Закрыть капот
- Через определенное время проверить, как крутится коленчатый вал, вручную с помощью специальной ручки (кривой стартер)
- Если коленчатый вал крутится легко, выжать сцепление и запустить двигатель
- Выключить отопитель
Современные предпусковые подогреватели запускаются простым нажатием на кнопку пульта, или таймера.
В целом, П-100 является надежным устройством для облегчения запуска двигателей в холодное время года. Он продолжал использоваться в СССР в дальнейшем и в России еще долгое время после своего создания и считается важным элементом технологии предпускового подогрева.